Человек по своей природе существо общественное, даже называемое некоторыми - стадом. Аристотель писал: «Чтобы жить одному, надо быть богом или животным. Откуда у людей такая потребность — быть с кем-то, чувствовать чью-то близость, находить тепло и безопасность в другом человеке? Какова бы ни была теория, стоящая за этим понятием, его происхождение и природа, оно играет центральную роль в объяснении тайны нашей потребности в близости к другому человеку и является предметом многочисленных работ и исследований.
Четыре привязанности к привязанности

В основном существует четыре теории привязанности: поведенческая, психоаналитическая, этологическая и когнитивно-развивающая. Во-первых, привязанность — это процесс обучения и, следовательно, не является врожденным. Со временем малыш учится видеть в маме объект, удовлетворяющий его основные потребности — в тепле и еде. Таким образом, оберег, будучи нейтральным раздражителем, постепенно приобретает черты вторичного (усвоенного, приобретенного) подкрепления.

На аналогичной основе возникла фрейдистская психоаналитическая теория. И здесь мать является объектом, который удовлетворяет основные потребности ребенка и, таким образом, снижает его напряжение. Удовлетворение физиологических (например, пищевых) потребностей также сопровождается удовольствием эрогенного происхождения. Мать, грудь которой является объектом катетеризации (разряда либидо), постепенно становится для ребенка синонимом удовольствия и удовлетворения, и таким образом между ними формируется связь.

Когнитивно-развивающий подход, с другой стороны, подчеркивает важность развития когнитивных структур ребенка в процессе создания привязанности. Важным фактором здесь является способность различать характеристики матери. По мере развития все более сложных когнитивных навыков, таких как понимание постоянства человека (что они существуют, не находясь в поле зрения) и формирование мысленного образа матери, связь между ребенком и его опекуном становится сильнее.

Своеобразным прорывом в теориях привязанности стала этологическая концепция. Он основан на исследованиях на животных, проведенных, в частности, Харлоу, Лоренцем и Гессом. Полной новизной было утверждение о том, что связь, образующаяся между матерью и ребенком, не только первична и врожденна, но и основана не только на удовлетворении физиологических потребностей: «Любовь маленького ребенка не питается исключительно материнским молоком» - Заццо.

В классическом исследовании Харлоу на макаках-резусах наглядно продемонстрировано, что суть связи не в удовлетворении потребности голода или жажды, а в чем-то большем - поиске близости, чувстве защищенности, создаваемом на основе уют, мягкость и «степень дружелюбия» объекта привязанности (обезьяны не выбирали проволочную мать, хотя она их и «кормила», а оставались на меховой матери, относясь к ней как к так называемой безопасной базе, обеспечивающей психологическая поддержка и снижение тревожности).

Полнота привязанности (созданная посредством поведения привязанности, как обсуждается ниже) позволяет, по мнению этологов, выжить младенцу. У тех, кто способен создавать и поддерживать тесные отношения с окружающей средой, больше шансов на выживание. Поскольку эта система обеспечивает сохранение первого биологического закона (по Кемпински, это выживание), она эволюционно укрепилась.
Теория привязанности по Дж. Боулби


Боулби внес очень большой вклад в развитие теории привязанности у человека. Он описал систему поведения привязанности , благодаря которой ребенок устанавливает и укрепляет эту специфическую и интимную связь между ним и средой, в которой он живет и от которой зависит. Эта система основана на пяти формах поведения: сосании (рот выступает здесь как когнитивный инструмент, как и у Пиаже) и прилипании, которые укрепляют связь через физический контакт, улыбке и следовании (которые служат для поддержания близости) и плаче. крик - направлен на привлечение внимания воспитателя.

Основное различие между производством привязанности у людей и животных, на которое указывал Боулби, заключается в реактивности окружающей среды. В то время как у животных реакция среды не является принципиальной, у человека эмоциональный контакт, в том числе и привязанность, должен быть двусторонним - необходимы сигналы, но также и чувство интереса к опекуну, т.е. его реакция. «Качество» связи зависит именно от взаимоотношений матери и ребенка, их чувствительности и коммуникативности.

По словам Боулби, первые три года жизни ребенка являются критическим периодом, после которого сближение становится практически невозможным. Младенцы изначально ограничены в способности отличать людей от своего окружения, поэтому поведение привязанности направлено на всех. В период с третьего месяца ребенок различает уже конкретных людей и очень четко реагирует на фигуру привязанности, при этом его отношения с незнакомыми людьми бесстрашны. Этот появляется около 6 месяцев и длится до 3 лет, достигая пика в 8 и 18 месяцев. Постепенно в глазах ребенка мать становится самостоятельной личностью, со своими целями и желаниями, а их взаимоотношения начинают приобретать характер партнерских отношений, субъект - субъект (следует подчеркнуть, что объект привязанности не обязательно быть матерью, со временем эту роль могут взять на себя другие, важные для ребенка люди, например, отец). Правильное развитие отношений имеет большое значение, поскольку со временем опыт общения с лицом, осуществляющим уход, усваивается и образует своего рода прототип для более поздних отношений с другими людьми. Как писал сам Боулби: «Однажды развитая привязанность характеризует человека от колыбели до могилы».
Три стиля привязанности

Мэри Эйнсворт углубила свои исследования природы связи, выделив три стиля привязанности. Они тесно связаны с эмоциональностью матери, ее поведением по отношению к младенцу и стилем воспитания, а их детерминантой является качество и интенсивность реакции ребенка на присутствие или отсутствие воспитателя.

К « надежно привязанному тревожно-избегающему » типу относят всех тех детей, которые не проявляют отрицательных эмоций в момент разлуки с матерью, а по возвращении избегают или игнорируют возможность сближения. Младенцы « тревожно-амбивалентного» типа) со страхом реагируют на ситуацию покинутости, тогда как при очередной встрече с опекуном сначала прилипают к нему, а затем агрессивно отталкиваются. Матери детей обоих типов тревожности менее эмоционально зрелы, переживают и проявляют больше отрицательных эмоций и чаще воспринимают различного рода ситуации как стрессовые.

Индивидуальные типы привязанности также влияют на личность детей — они сосуществуют со склонностью реагировать определенными эмоциональными паттернами и с определенными характерными ошибками в расшифровке эмоций. Для детей с чувством безопасности характерно значительно повышать радостное настроение и интерес к окружающему. У них также не проявляются искажения в восприятии эмоций. Избегающая привязанность связана с усилением чувства отвращения и презрения; это также может быть одной из причин снижения способности распознавать радость и удовлетворение. С другой стороны, амбивалентный тип коррелирует с более частыми чувствами страха и стыда и с ошибкой в ​​определении интенсивности переживаемого гнева.
Три или четыре стиля привязанности?

Согласно теории привязанности, внутренние модели межличностных отношений, выработанные в детстве, не меняются на протяжении всей жизни. В литературе по этому вопросу наиболее распространены три типа привязанности, разработанные Эйнсворт. Следует отметить, однако, что исследования развития привязанности и ее роли во взрослом возрасте, проведенные в последние годы, похоже, говорят в пользу принятия другого разделения.

Бартоломью и Горовиц предполагают, что было бы точнее различать четыре, а не три типа привязанности у взрослых. В качестве индикаторов такого деления они нашли внутреннее представление о себе и других. Эти представления необходимы для нашего эмоционального и социального функционирования — они участвуют в направлении внимания, обработке и фильтрации новой информации, а также определяют когнитивную доступность. Если предположить, что оба этих показателя можно разделить на позитивные и негативные представления о себе (достоин любви и поддержки или нет) и других (достоин доверия и доступности или нет), то в результате получим четыре модели поведения в близких отношениях с окружающими. . Это показано в таблице ниже:

Самообраз
Положительный
Отрицательный
Изображение других
Положительный I. уверенный, доверчивый ( надежный )
II. озабоченный ( озабоченный )
Отрицательный IV. избегание ( увольнение )
III. Беспокойство ( страх )

Черты, характеризующие отдельные модели:
I. - не боится близости, чувствует себя хорошо, безопасно в близких отношениях, не боится одиночества;
II. - испытывает сильную потребность в близости и тепле, не чувствует себя комфортно в одиночестве, доминирует в отношениях и требует постоянного интереса, слишком поглощен отношениями;
III. - избегает социальных контактов, боится фамильярности, чувствует себя неуверенно в отношениях, слишком пассивен в отношениях с окружающими;
IV. - избегает близости, неохотно вступает в близкие отношения, очень независим.

Эта классификация, по-видимому, является расширением традиционного подразделения Эйнсворт. Следует, однако, подчеркнуть, что в ней представлен новый подход к исследованию привязанности по двум показателям — образу себя и других.
Последствия отсутствия связей

Исследования в области психологии развития касаются не только различных типов привязанности, но и последствий ранней разлуки с матерью и так называемых институционализация. Лишение малолетнего ребенка материнской опеки и помещение его в учреждение социального обеспечения с другими детьми, временно или постоянно оставшимися сиротами, может стать источником необратимых нарушений психофизического развития. Это подтверждается многочисленными исследованиями, как на животных, так и на детях.

Харлоу в своих исследованиях показал, что особи, разлученные со своими матерями сразу после рождения на срок около 6 месяцев и более, после помещения в стадо не могли установить отношения с другими макаками-резусами. Тревожные состояния переплетались с приступами агрессии и аутоагрессии. Они не были сексуально возбудимы и с трудом общались со сверстниками. Подобное поведение наблюдалось у человеческих детей. М. Риббл изучал детей-сирот во время Второй мировой войны. Для них в целом характерны высокая негативность, нигилизм, склонность к депрессиям, плохое физическое состояние и, как следствие, низкая сопротивляемость инфекциям. Работа Р. А. Шпица, наблюдавшего за детьми трехмесячного возраста в приюте в Мексике, дала много данных о том, что он сам называл гостеприимством. У этих детей постоянно снижались результаты тестов по развитию. У них выявлена ​​глубокая умственная и эмоциональная отсталость, плохая устойчивость к инфекциям, а также типичные симптомы орфанного заболевания - пассивность, маскировка мимики, повторяющиеся движения пальцев и туловища. Шпиц также проанализировал депрессивные фазы у разлученных детей. Он выделил три таких фазы:
Протест и отчаяние (плаксивость, стремление вылечить мать, повышенная настороженность, прилипчивость к появляющимся людям).
Потеря надежды (вспышки громкого плача, крика, пассивность, отсутствие интереса к окружающему, бессонница, замаскированное лицо, похудание).
Отстраненность (жесткое замирание выражения лица, слепое зрение, лежание на кровати лицом вниз, вялость, игнорирование людей, проявляющих к ним интерес, постоянное нарастание задержки развития, практически невозможный контакт).

Последствия разлуки с матерью были описаны Раттером в 1970-х годах. Он разделил их на кратковременные (прямые) воздействия, т. е. плач, протест, отчаяние, а затем видимый покой. К отдаленным последствиям относятся аффективная психопатия (неспособность проявлять сострадание), социальная незрелость, агрессивность, преступность в отношениях с окружающими, исследовательская и эгоцентрическая установка, умственная отсталость, нарушения речи, концентрации и внимания.

Механизм формирования эмоциональной депривации был установлен Немеровым при исследовании крыс. Центральная нервная система при рождении еще не полностью созрела. Функции коры головного мозга формируются в процессе приобретения опыта, в том числе при развитии привязанности. В момент отделения от матери в организме ребенка активируется гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось, что характерно для угрожающей ситуации. Длительный стресс может привести к необратимому повреждению вентромедиальной коры и изменениям в гиппокампе. Эти районы отвечают за память, а также за высшую регуляцию эмоционального, социального и драйвового поведения.
Резюме

Ход наших отношений с матерью и ближайшим окружением в раннем детстве оказывает решающее влияние на наше поведение и установки на протяжении всей жизни. Отсутствие привязанности может вызвать необратимые нарушения в эмоциональной и физической сферах. Паттерны эмоциональных связей являются составной частью нашей личности, они затрагивают важнейшие сферы эмоциональной жизни – родительство, дружбу и романтическую любовь. То, как человек выполняет роль отца или матери, во многом зависит от паттернов, перенятых от родителей. Теория привязанности проливает новый свет на партнерские отношения, которые можно понимать как продолжение процесса привязанности. Тот факт, что разные люди переживают любовь по-разному, связан с их разной историей развития эмоциональной связи. На основе теории привязанности можно объяснить основы как «здорового», так и а также «токсичные» соединения. Учитываются не только положительные эмоции, т.е. нежность, забота и доверие, но и отрицательные - боязнь близости и фамильярности, болезненная ревность, эмоциональные перепады. Это помогает понять, как люди справляются с потерей любимого человека, с расставанием, а также с одиночеством. Однако было бы наивно полагать, что стиль привязанности, принятый ребенком, сохраняется, не меняясь и не развиваясь, на протяжении всей жизни. Социальный опыт в сочетании с поддержкой семьи, супруга или друзей способен скорректировать устоявшиеся модели межличностных отношений. эмоциональные перепады. Это помогает понять, как люди справляются с потерей любимого человека, с расставанием, а также с одиночеством. Однако было бы наивно полагать, что стиль привязанности, принятый ребенком, сохраняется, не меняясь и не развиваясь, на протяжении всей жизни. Социальный опыт в сочетании с поддержкой семьи, супруга или друзей способен скорректировать устоявшиеся модели межличностных отношений. эмоциональные перепады. Это помогает понять, как люди справляются с потерей любимого человека, с расставанием, а также с одиночеством. Однако было бы наивно полагать, что стиль привязанности, принятый ребенком, сохраняется, не меняясь и не развиваясь, на протяжении всей жизни. Социальный опыт в сочетании с поддержкой семьи, супруга или друзей способен скорректировать устоявшиеся модели межличностных отношений.