Мир, в котором мы живем, приносит нам много приятных переживаний, событий и ситуаций, а также более или менее трудных, стрессовых и травмирующих ситуаций. Он приносит потери, такие как смерть близких, потеря работы, свободы, материальных благ, любовных связей, ухудшение и потеря здоровья, расставание, уход из жизни. Существование в мире — это тоже борьба: за выживание, повышение уровня жизни, успех, средства к существованию, преодоление конфликтных ситуаций дома и на работе. Борьба с переутомлением, попытка вырваться из токсичных связей и отношений. Наконец, мир, в котором мы живем, подвергает некоторых из нас экстремальным событиям, травмирующим, травмирующим, выходящим за рамки обычных человеческих страданий. Это может быть участие в войне, землетрясении, изнасилование, нахождение в тюрьме, концлагере, участие в катастрофе,
Реакция многих людей на эту борьбу с миром драматична - психический кризис, хронический стресс, профессиональное выгорание, посттравматическое стрессовое расстройство, развитие зависимостей, суицидальное поведение.
Однако как общее наблюдение, так и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что у одних людей переживание трудных столкновений или встреч с миром приводит к возникновению различных расстройств, а у других нарушений нет. Наоборот, есть люди, у которых эти травмирующие события спровоцировали волю к жизни и необычайную стойкость вместо отчаяния и капитуляции (ср. Bishop, 2000; Improving, 2001).
Так что, может быть, стоит познакомиться с некоторыми факторами, способными опосредовать конфронтацию с миром, называемыми личностными ресурсами. Современная психология здоровья уделяет много места вопросам личностных ресурсов, рассматривая их как факторы, способствующие здоровью и качеству жизни человека. Многочисленные исследования подтверждают положительное значение следующих личностных ресурсов:
Социальная поддержка
Социальная поддержка определяется по-разному. Они рассматриваются как помощь, доступная человеку в трудных ситуациях, ресурсы, предоставляемые человеку через взаимодействие с другими людьми, последствия членства человека в обществе, удовлетворение потребностей в трудных ситуациях значимыми людьми и референтными группами (Sęk 2001). Независимо от этих различий, упоминаются следующие:
Эмоциональная поддержка , заключающаяся в передаче поддерживающих и успокаивающих эмоций, которые являются проявлением заботы и положительного отношения к поддерживаемому человеку. Поддерживающее поведение также направлено на создание чувства принадлежности, заботы и самоуважения. Страдающие люди могут благодаря эмоциональной поддержке освободиться от собственного напряжения и негативных переживаний, могут выразить свои страхи, тревоги и грусть. Это влияет не только на повышение самооценки поддерживаемого человека, но и на его самочувствие. Адекватное поведение сторонника также вызывает чувство надежды. Такая поддержка убеждает нас в том, что нас любят и что о нас кто-то заботится («есть на свете люди, которые любят меня»). Этот вид поддержки чаще всего встречается в сложных ситуациях.
Информационная поддержка – это обмен и предоставление информации, а также консультирование, помогающее лучше понять ситуацию, свою жизненную ситуацию и проблемы. Это также касается предоставления обратной связи об эффективности поддерживаемого человека, предпринимающего различные корректирующие действия, и обмена собственным опытом с людьми, испытывающими аналогичные проблемы, как это имеет место, например, в группах самопомощи (например, Анонимные Алкоголики). Информационное обеспечение отвечает необходимости понимания смысла критических событий и их причин. Этот вид поддержки чаще всего оказывают люди, с которыми у нас есть социальные контакты («когда у меня проблемы, мне есть с кем посоветоваться»). Наличие людей (друзей), с которыми можно проводить время вместе, также является формой поддержки.
Инструментальная поддержка – это оказание непосредственной помощи в виде займов, подарков или услуг. Это также предоставление информации о конкретных процедурах и форма моделирования эффективного поведения совладания. Одной из форм такой поддержки может быть, например, деятельность в интересах нуждающихся людей: питание, предоставление крова, жилья, обеспечение средств к существованию, снабжение лекарствами и лечебными средствами. Такой вид поддержки, как и информационная поддержка, наиболее ожидаем и необходим в ситуациях стихийных бедствий, стихийных бедствий и т.п.
Духовная поддержка связана с особо критическими жизненными ситуациями (неизлечимая болезнь, терминальные состояния). Речь идет о хосписной помощи, в которой помощь перед лицом страдания и душевной боли, связанной со смыслом жизни и смерти, требует обращения к сфере смысла жизни и духа.
Исследователи проблемы описывают две модели поддержки: модель главного эффекта и модель буфера. Модель главного эффекта фокусируется на фундаментальных связях, отношениях и социальных сетях. Эти аспекты социальной поддержки иногда описываются как структура социальной поддержки. Он включает такие факторы, как семейное положение, социальные роли, религиозная практика и членство в организации. Согласно модели главного эффекта, такая принадлежность сама по себе способствует повышению благосостояния человека, независимо от того, насколько высок уровень стресса, испытываемого человеком. Социальные контакты дают положительный опыт и ощущение предсказуемости и стабильности жизни. Они также, кажется, усиливают чувство безопасности. В классическом эпидемиологическом исследовании Беркмана и Сайма (по: Шеридан, Радмахер, 1998) обнаружил связь между социальными связями и смертностью. Меры включали: семейное положение, контакты с близкими друзьями и родственниками, членство в церкви, отношения с неформальными и формальными группами. Выяснилось, что вне зависимости от пола и возраста люди, имевшие много социальных контактов, демонстрировали самые низкие показатели смертности, а те, у кого было меньше контактов, — самые высокие. Также оказалось, что среди выделенных факторов наибольшее влияние на снижение смертности оказали семейное положение (брак) и контакты с друзьями и семьей. Эти результаты интересны еще и тем, что авторы не контролировали качество изучаемых социальных связей (не все, кто состоит в браке, субъективно ощущают поддержку). Другие исследования показали что сохранение брака (или других близких отношений) является фактором, защищающим мужчин от преждевременной смерти. Точно так же мужчины, чьи жены часто посещают их после операции на сердце, выздоравливают быстрее, независимо от атмосферы в браке (Knoll & Schawrzer, 2004).
в течение шести месяцев собиралась информация о стрессовых переживаниях, воспринимаемой поддержке, уровне самооценки и здоровья. Полученные результаты свидетельствуют о том, что влияние стресса на здоровье зависит в основном от социальной поддержки и уровня самооценки. Респонденты, сообщившие об отсутствии поддержки в отношениях и имеющие низкую самооценку (возможно, обе переменные связаны друг с другом), показали большее количество физиологических и психологических симптомов в стрессовых ситуациях.
Как мы видим, социальная поддержка имеет большое значение в процессе ежедневного преодоления стресса. Доказана его положительная роль и в борьбе с посттравматическими и профессиональными стрессами, психическими кризисами, наркоманиями и соматическими заболеваниями. Salmon (2002), ссылаясь на многочисленные исследования, считает, что для больного человека польза от поддержки (особенно эмоциональной) гораздо больше, чем от многих медицинских методов лечения. При серьезных соматических заболеваниях, таких как ишемическая болезнь сердца или рак молочной железы, пациенты, получающие дополнительную поддержку, выздоравливают быстрее и живут дольше. Защитный эффект эмоциональной поддержки также играет роль во время беременности и при легких заболеваниях, таких как инфекции верхних дыхательных путей. Кроме того, пациентам с поддержкой легко следовать медицинским рекомендациям,
Самооценка, уровень самооценки
Давно известно, что важным фактором в преодолении жизненных стрессов является высокая самооценка, принятие себя и положительное представление о себе (Sęk, 1991). Самооценка формируется в ходе развития структуры «Я» так же, как чувство идентичности ( кто я? ) или другие схемы, касающиеся человека и мира. Это свойство можно определить как «веру в автономную ценность себя и ожидание ее подтверждения от других людей и от себя» [Якубик, 1997, с. 172]. Он создается под влиянием информации из социальной среды и самоопределения собственной ценности.
Самоуважение тесно связано с ожиданием степени своих способностей. Чрезвычайно важно при совершении действия, особенно в новых, неизвестных и трудно поддающихся контролю ситуациях, потому что, приступая к любой деятельности, человек всегда учитывает собственные возможности. Если самооценка адекватна, предпринимаемые действия соответствуют реальным возможностям личности. Несколько повышенный уровень самооценки приносит пользу личности: снижает страх и тревогу, позволяет формулировать амбициозные цели и браться за сложные задачи, а благодаря механизму самоутверждения - дает возможность адаптивно справляться с пережитыми неудачами. С другой стороны, низкая самооценка – негативное явление. Выражается в стойкой установке устремлений ниже уровня достижений, и это показывает низкую стрессоустойчивость. Люди с низкой самооценкой не используют шансы на успех там, где это возможно, потому что боятся пробовать, замыкаются в себе, заранее обрекая себя на неудачу. Кроме того, они часто обобщают последствия неудачи на все аспекты своей жизни и используют другие деструктивные методы для борьбы с угрозой. Чтобы защитить свою и без того относительно низкую самооценку, они сравнивают себя с другими, прибегая к приписыванию им различных отрицательных качеств. они часто обобщают последствия неудачи на все аспекты своей жизни и используют другие деструктивные методы для борьбы с угрозой. Чтобы защитить свою и без того относительно низкую самооценку, они сравнивают себя с другими, прибегая к приписыванию им различных отрицательных качеств. они часто обобщают последствия неудачи на все аспекты своей жизни и используют другие деструктивные методы для борьбы с угрозой. Чтобы защитить свою и без того относительно низкую самооценку, они сравнивают себя с другими, прибегая к приписыванию им различных отрицательных качеств.
Кажется, что человек с низкой самооценкой подвержен большему риску возможных патологий. Например - такие люди, опасаясь отторжения группой, предпринимают действия против себя, потому что принятие других является основным фактором повышения их самооценки, они также могут употреблять алкоголь, потому что это заставляет их чувствовать себя более уверенными и ценными. Анна Додзюк и Лешек Каплер (1999) пишут: «жертвой зависимости является тот, кто не верит в свою способность самостоятельно бороться с жизнью. (...) Не веря в собственную ценность, отступая от вызовов, они с радостью принимают внешние контроль. Он убеждён, что не может справиться один и должен иметь поддержку, чтобы выжить» (с. 52).
Самоэффективность
Самоэффективность стала важной психологической конструкцией в теории социального научения Альберта Бандуры. Механизм обучения был расширен за счет включения субъективных ожиданий человека в отношении будущих последствий его собственных действий. Изменение поведения, согласно теории, требует наличия у индивида определенных убеждений о ценностях, возникающих в результате этого изменения, способности достигать намеченной цели и чувства самоэффективности, которое автор определяет как субъективное ожидание человека, что при определенных обстоятельствах он сможет вести себя определенным образом. По Бандуре, понимаемое таким образом чувство собственной эффективности является основным интрапсихическим фактором, лежащим в основе человеческой деятельности. Выражается в убеждении, что
Роль самоэффективности в поведении подчеркивает Ральф Шварцер (1997), который писал: «Уровень самоэффективности может увеличивать или уменьшать мотивацию к действию. Люди с сильным чувством собственной эффективности выбирают более амбициозные задачи. Они ставят перед собой более высокие цели и придерживаются их (...). Как только действие предпринято, они прилагают больше усилий и проявляют большую настойчивость, чем люди с низкой самоэффективностью. Когда появляются препятствия, первые быстрее восстанавливаются и по-прежнему демонстрируют приверженность своим целям. Чувство самоэффективности также позволяет людям выбирать сложные обстоятельства, исследовать окружающую среду или создавать новые ситуации (...). Однако самоэффективность — это не то же самое, что положительные иллюзии или нереалистичный оптимизм. потому что он основан на опыте и не ведет к необоснованному риску. Наоборот, ведет к смелому поведению в пределах человеческого бытия» (с. 79).
Многие исследования показали, что самоэффективность связана с вовлечением и продолжением поведения, способствующего укреплению здоровья, такого как предотвращение неконтролируемого сексуального поведения, выполнение регулярных физических упражнений, контроль веса и пищевого поведения, а также предотвращение и отказ от курения и других зависимостей. эффективность также оказалась лучшим определяющим фактором как намерения, так и фактического участия в исследованиях по профилактике рака (Schwarzer, 1992; Juczyński, 2001).
Чувство согласованности
Чувство когерентности связано с одной из самых популярных концепций психологии здоровья Аарона Антоновски. По мнению Антоновского, именно высокий уровень чувства когерентности позволяет людям сохранять равновесие, несмотря на порой даже экстремальные жизненные переживания (исследования жертв Холокоста). Чувство согласованности было определено как специфическое, относительно постоянное свойство, общая ориентация, «выражающая степень, в которой человек обладает сильной, постоянной, но динамичной верой в предсказуемость внутренней и внешней среды и в то, что вещи вероятны». принять такой удачный оборот, какой можно ожидать, исходя из рациональных предпосылок» (Антоновский, 1995: 11). Это чувство состоит из трех частей:
Чувство понятности - степень, в которой человек воспринимает встречающиеся стимулы как имеющие познавательное значение, как организованную, связную и четкую информацию, которая поэтому предсказуема;
Чувство управляемости - степень, в которой люди осознают, что у них есть достаточные ресурсы для удовлетворения требований стимулов. Имеющиеся ресурсы касаются как тех, которые находятся под непосредственным контролем человека, так и тех, которые контролируются другими людьми, на которых человек может рассчитывать;
Чувство осмысленности - вера человека в то, что стоит вмешаться в данную ситуацию, что стоит за что-то бороться и что требования жизни являются желательными вызовами, а не ненужным бременем.
Перечисленные компоненты значимо связаны друг с другом, но среди них важнейшая роль отводится смыслу осмысленности. Их можно было бы назвать (упрощенно) ощущением смысла жизни, верой в то, что есть за что бороться, ради кого жить. Эта переменная мотивирует быть активным и настойчивым в достижении целей, несмотря на препятствия.
Оптимизм
Исследования оптимизма и его важности для поддержания физического и психического благополучия связаны с той ролью, которую когнитивная психология отводит ожиданиям человека в отношении последствий его собственных действий. Считается, что если человек ожидает, что его действие принесет желаемые результаты, то он прилагает усилия для их получения, даже если это будет стоить ему больших лишений и усилий.
Понятие оптимизма в основном связано с именами М. Шайера, Ч. Карвер и М. Селигман (Scheier, Carver, 1985; Seligman, 1995). Шайер и Карвер предположили, что когда люди, активно пытающиеся решить проблему, сталкиваются с препятствием на пути к цели, они затем (сознательно или бессознательно) проявляют ряд определенных действий и ожиданий. В этот момент принципиальное значение имеют ожидания результата, в результате чего возникает представление о том, что произойдет, если прежнее поведение сохранится. Эти ожидания могут быть конкретными — и поэтому относиться только к одной ситуации — или обобщенными. Конкретные ожидания могут предсказать конкретное поведение ( я могу это сделать), обобщенные позволяют прогнозировать возникновение широкого класса различных способов поведения и их последствия ( успею — совсем проиграю ).
Таким образом, оптимизм и пессимизм можно рассматривать как диспозиционные черты личности с точки зрения обобщенных ожиданий положительных или отрицательных результатов или событий. Под оптимизмом понимается постоянная тенденция воспринимать мир через призму положительных сторон происходящих в нем явлений, при этом оптимистами считаются люди со склонностью к положительным ожиданиям относительно своего будущего. Оптимизм, понимаемый таким образом, может способствовать решению того, как человек справляется с требованиями окружающей среды и какие стратегии преодоления стресса он выбирает. Поэтому оптимизм связан с психическим здоровьем человека, играя защитную роль против него в условиях сильного стресса.
С другой стороны, согласно Селигману (1995), оптимистичные ожидания в отношении последствий собственных действий и будущего позволяют поддерживать гораздо лучшее субъективное благополучие и физическое здоровье. Люди различаются по стилю объяснения жизненных событий, понимаемому как относительно постоянное свойство личности. Селигман описывает способы интерпретации негативного жизненного опыта людьми в трех измерениях: постоянство (стабильное-неустойчивое), диапазонное (общее-частное) и персонализация, т. е. расположение причин (интернализированное-экстернализированное). Стабильное объяснение событий принимает их как долгосрочные ( это никогда не пройдет ), а интерпретация их как непостоянных подчеркивает их временный характер ( это было разовое событие).). Интерпретация событий как глобальных требует рассматривать их как влияющие на широкий спектр человеческой деятельности и жизни ( то, что произошло, разрушает все, что я делаю ), в то время как рассмотрение их как конкретных подчеркивает ограниченное влияние, которое они оказывают на людей ( это не повлияет на мою жизнь) . Интериоризация причин событий — это приписывание их себе (в этом моя вина ), а экстернализация — приписывание их другим или внешним обстоятельствам ( здесь это случилось только со мной ).
Пессимистичные люди, по Селигману, интерпретируют свои неудачи как постоянные, глобальные по своему характеру и винят в их появлении себя. Оптимисты склонны объяснять свои неудачи временными, конкретными и зависящими от внешних факторов. «Оптимистический стиль объяснения кладет конец беспомощности, а пессимистический стиль объяснения ее углубляет. То, как мы объясняем себе различные события, определяет наше отношение к ним и делает нас беспомощными, или то, что, рассматривая наши неудачи как временные, мы мобилизуем себя, чтобы быть более активными» (Селигман, 1995: 32).
Оптимизм играет важную роль в проблеме зависимости. Р. Максвелл (1994) считает, что злоупотребление подростками вызывающими привыкание веществами, в том числе алкоголем, приводит к изменению личности, в результате чего снижается оптимизм. Польские исследования (Бокщанин, 1998) показали, что подростки, злоупотребляющие алкоголем, были менее оптимистичны, чем их непьющие сверстники, в отношении ряда важных жизненных возможностей, таких как школьная карьера, будущее, психическое благополучие (в любом случае, бессмысленно, я не иметь шансов на успех). Точно так же Weiner и др. (1985), ссылаясь на концепцию Селигмана, считают, что ожидание успеха в борьбе с зависимостью зависит от способа объяснения собственных успехов и неудач. Ожидание успеха будет тем больше, чем больше предыдущих успехов было приписано стабильным и постоянным причинным факторам, а неудачи были приписаны непостоянным факторам, которые не учитывались в будущих начинаниях. По мнению авторов, если кто-то пытается отказаться от зависимости (алкоголь, сигареты, наркотики), следует исходить из того, что он уже предпринял в прошлом ряд безрезультатных попыток. Поэтому очень важно, как он интерпретирует неудачи до сих пор. Если их отнести к неуправляемым и неизменяемым факторам, может развиться состояние, подобное «выученной беспомощности» ( ничего не поделаешь). Поэтому такой человек не будет предпринимать дальнейших попыток борьбы или будет предпринимать их без убеждения, потому что он считает, что шансы на успех невелики или вообще отсутствуют. Этот пессимизм будет подкрепляться последующими неудачами, которые совпадают с изменениями, связанными с зависимостью. Аналогичные отношения возникают у людей, борющихся с ожирением.
Оптимизм также важен для общего состояния здоровья человека (оптимистичные люди меньше подвержены заболеваниям) и для преодоления стресса, в том числе стресса на работе (Bańka 2000, Seligman 1995, Seligman et al. 2003).
Вера в осуществление личного контроля
Этот ресурс основан на осознании воздействия на события, судьбу и собственные реакции. Бишоп (2000) цитирует исследования, показывающие, что наиболее стрессогенны люди в тех событиях, которые связаны с отсутствием контроля над происходящими событиями. Это желание влиять на собственную жизнь иногда бывает настолько сильным, что в ситуациях отсутствия контроля мы способны создать его иллюзию, чтобы поддерживать хорошее мнение о себе. Этот исследователь различает поведенческий контроль, т.е. убеждение в возможности влиять на негативные последствия ситуации, и когнитивный контроль, т.е. убеждение, что у вас есть когнитивная стратегия, которая может уменьшить негативные последствия стрессовой ситуации. Поведенческий контроль дает человеку возможность вести себя в определенной ситуации ( если это произойдет, то я... ; в этой ситуации...; ... самое большее...). Когнитивный контроль, с другой стороны, помогает, поскольку он может обращать внимание на другие аспекты реальности или другую оценку ситуации (например, пациент, ожидающий операции, может сосредоточиться не на ожидающей боли, а на преимуществах процедуры). ).
Как правило, люди, которые верят в свою способность влиять на стрессовые жизненные события, лучше умеют их контролировать и более эффективно справляться с ними. Люди, размещающие свой контроль вовне под влиянием негативных жизненных событий, подвержены большему разнообразию психопатологических расстройств ( я как лист на ветру, это судьба, проклятие, судьба).). Сильный внешний контроль усиливает чувство беспомощности, способствует пассивности и легкой сдаче. Кажется, что умеренное внутреннее управление наиболее полезно для человеческого функционирования — это факт, что мы не можем влиять на все в жизни.
В психологии здоровья существует также понятие о расположении контроля над здоровьем, т.е. убеждение в возможности влияния на состояние собственного здоровья и его улучшение (внутреннее расположение контроля - я могу улучшить свое здоровье ) или убеждение в том, что такое влияние невозможно (внешнее расположение, например, как бы я ни жил, когда я умру, оно где-то написано; все равно это не имеет к этому никакого отношения .)
Исследования подтверждают, что существует положительная связь между внутренним локусом контроля за здоровьем и поведением, таким как физические упражнения, профилактика СПИДа, отказ от курения, потеря веса, скрининг рака молочной железы и другие. Кроме того, сердечно-сосудистая функция при ишемической болезни быстрее стабилизировалась у тех пациентов, которые считали, что имеют влияние на то, как они справляются с болезнью. С другой стороны, у онкологических больных безнадежно-беспомощный копинг-стиль с неблагоприятным прогнозом был связан с внешним локусом контроля (Издебски, 1998).
Что касается взаимосвязи между стрессом и местом контроля, Klonowicz и Eliasz (2004) цитируют исследование Соломона, проведенное в Израиле, которое показало, что солдаты с внешним расположением контроля, подвергшиеся небольшому стрессу в результате боя, демонстрировали более интенсивные симптомы посттравматического стресса. -травматический стресс, чем у военнослужащих с внутренним расположением органов управления и у военнослужащих, подвергшихся значительному стрессу в результате боевых действий.
Сопротивление личности
Исследование так называемого резистентная личность выросла из интереса к чертам личности, повышающим восприимчивость к болезням. Предполагалось, что раз такие черты существуют, то можно попытаться найти такое сочетание черт личности, повышающее сопротивляемость организма. Наиболее известная концепция такой личности принадлежит Сюзанне Кобаса и др. (Bishop, 2000; Friedman, 2003). По мнению этого автора, особо жизнестойкая личность характеризуется тремя основными чертами, а именно: целеустремленностью (верой в собственные силы и чувством действия), чувством контроля (понимаемым аналогично уже описанному убеждению об осуществлении контроля) и реагированием на стресс как вызов (отношение к трудным ситуациям) как возможность для развития, что-то, что может иметь положительные последствия). тесты,
Перечисленные выше ресурсы не исчерпывают список всех ресурсов, с которыми имеет дело психология здоровья, чтобы помочь вам справиться с конфронтацией с миром. Важными ресурсами также являются:
духовность, вера в Бога и Высшие Силы;
чувство юмора (дистанцированность к миру и себе, способность посмотреть на негативные события с другой точки зрения);
умение выражать эмоции (снятие эмоционального напряжения социально приемлемым способом);
предшествующий опыт совладания (приобретенный особенно в ситуациях преодоления стрессора, совладания);
конструктивные способы совладания со стрессом (например, активное совладание, позитивная переоценка, поиск эмоциональной и социальной поддержки);
ориентация на других (просоциальная);
реалистический и рациональный образ мышления;
знания, интеллект;
здоровый образ жизни;
напористость;
зрелость применяемых защитных механизмов
объекты (жилье), условия (постоянная работа), личностные свойства (коммуникативные навыки) и источники энергии (деньги) в понимании модели ресурсного поведения С. Хобфолла, а также многие другие (Jarosz, 1983; Poprawa 2001; Heszen-Niejodek 2003). , Селигман и др., 2003).
Многочисленные исследования показывают, что уровень большинства ресурсов взаимосвязан — например, высокая самооценка сопровождается высоким чувством самоэффективности и оптимизма, что положительно сказывается на ассертивном поведении и т. д.
В заключение можно сделать перечень признаков и свойств, которые считаются полезными и облегчающими, а также вредными и препятствующими противостоянию человека с миром:
Выгодные личные ресурсы Неблагоприятные факторы
социальная поддержка
чувство самоэффективности и ценностный
оптимизм
чувство контроля
эмоциональное самовыражение
опыт
преодоления стресса конструктивные способы справиться со стрессом
здоровый образ жизни
рациональное, реалистичное мышление
духовность, вера
личностно-устойчивый, (приверженность, контроль, вызов)
просоциальная ориентация
чувство согласованности (понятливость, управляемость, осмысленность - чувство ценности жизни, воля к жизни)
зрелость защитных механизмов личности
интеллект, знание
высокий социально-экономический статус
одиночество
, неверие в себя и отрицательную самооценку
пессимизм
чувство отсутствия контроля
подавление эмоций
беспомощность из-за отсутствия опыта
неадекватные способы совладания со стрессом (например, злоупотребление психоактивными веществами)
рискованное поведение (например, курение, злоупотребление алкоголем)
катастрофическое, иррациональное мышление
отсутствие веры в Силу Высший
тип личности А (связанный с риском ишемической болезни сердца), тип С (связанный с риском онкологических заболеваний),
эгоцентрическая направленность (сильная самофокусировка)
низкое чувство связности
незрелые защитные механизмы личности
низкий уровень знаний и интеллекта
низкий социально-экономический статус
источник: собственная разработка.Выводы
, касающиеся как собственного функционирования, так и укрепления соответствующих качеств и навыков (в отношении супругов, детей, сотрудников) оставляю читателям, цитируя высказывание Б. Ф. Скиннера: «Мы все управляемы миром, в котором мы живи (..) Вопрос в том: нами руководят случайности, тираны или мы сами»