Школьная зрелость ребенка

Школа – это первое рабочее место каждого ребенка. Хороший старт в нем позволит первокурснику справиться с последующими трудностями и уважать себя и свои обязанности. Это чрезвычайно важно для будущей карьеры ребенка. Это влияет на формирование положительного отношения к школе, науке и учителям.

Каждый ли семилетний ребенок готов пойти в первый класс? Не всегда. Бывает, что дети с очень высоким уровнем интеллектуального развития не справляются с учебой. Ходить в школу часто означает изменить свой образ жизни. Степень школьной зрелости, достигнутая ребенком, определяет, соответствует ли ребенок требованиям, предъявляемым школой.

Школьная зрелость определяется как уровень развития ребенка, необходимый для выполнения различных обязанностей, связанных со школьной жизнью. Именно достижение ребенком уровня физического, социального и умственного развития делает его чувствительным к систематическому обучению и воспитанию в первом классе начальной школы. В противном случае это как бы момент баланса между требованиями школы и возможностями развития ребенка.

Полная готовность 7-летнего ребенка к школе состоит из:
физическая зрелость;
умственная зрелость;
эмоциональная и социальная зрелость;
зрелость в чтении и письме;
зрелость к математике.

https://forumupload.ru/uploads/001b/7a/03/2/t779500.png

Физическая зрелость

Ребенок здоров, крепок, хорошо сложен и в целом физически крепок. Обладает ненарушенной ручной и графомоторной ловкостью, а также зрительно-моторной координацией. Характеризуется правильным функционированием органов чувств. Он вынослив, способен к напряженным усилиям, упитан, устойчив к болезням и утомлению. Достаточный сон снижает утомляемость учащегося при занятиях, связанных с письмом, рисованием или вырезанием.
Психическая зрелость

Ребенок обладает определенным объемом знаний об окружающем мире, о жизни природы и людей, хорошо ориентируется в ближайшем окружении и среде, в которой он живет. Он может кратко рассказать о своей семье, о собаке или кошке, о любимых игрушках или просмотренном фильме. Имеет определенный опыт и идеи, которые являются основой для разработки концепций. Ребенок познавательно активен, хочет учиться, получать знания, открывать для себя новые явления. Интересуется чтением и письмом. Может внимательно и с пониманием слушать то, что говорит учитель. Понимает и выполняет его приказы.

Психически зрелый учащийся обладает способностью свободно и понятно для окружающих выражаться, высказывая пожелания, высказывая собственные суждения, вопросы, выводы и оценки.
Ребенок знает, как его зовут, сколько ему лет, где он живет, чем отличается лето от зимы, и ему не терпится рассказать о том, что он видит на картинке.

Для развития мыслительных процессов ребенка (например, зрительного анализа и синтеза) необходимо обеспечить их соответствующим материалом. У детей 6 лет также преобладает конкретно-образное мышление. Для совершения мыслительных операций ребенок должен иметь контакт с вещами, моделями и картинками. Действия над конкретными вещами становятся основой идей.

Умственная зрелость – это также способность концентрировать любое внимание на задачах. Наблюдая за играющими детьми, мы видим, что некоторые из них способны сосредоточиться на своей деятельности, например на тематической игре, и их трудно оторвать от деятельности. Другие часто бросают свои игрушки без видимой причины, не в силах больше ничего делать. Зрелые дети доводят свою работу до конца, потому что им интересен конечный результат.
Эмоциональная и социальная зрелость

Ребенок во многом самостоятельный. Легко и охотно устанавливает контакты как с учителями, так и со сверстниками. Обладает способностью кооперироваться и сотрудничать в группе, способен подчиняться необходимым требованиям дисциплины. Он обязателен, настойчив и чувствителен к мнению учителя. Он наслаждается достижениями всей группы. Отвечает за выполняемые задачи, например роль дежурного офицера. Она пытается завершить начатую работу, несмотря на усталость.

Об эмоциональной зрелости можно говорить, когда ребенку свойственна известная психическая уравновешенность, когда сила его реакции адекватна действующему на него раздражителю. Эмоционально неустойчивый ребенок взрывается, злится, плачет, часто агрессивен, раздражителен, пуглив и напряжен. Достижение эмоциональной зрелости позволяет ему испытывать положительные эмоции солидарности, доброты и дружбы и адекватно реагировать на ситуацию.
Зрелость для чтения и письма     https://forumupload.ru/uploads/001b/7a/03/2/t812868.png

Учащийся способен осуществлять зрительный и слуховой анализ и синтез, необходимые в процессе различения форм, звуков, узнавания их, сравнения и воспроизведения. Понимает значение слов как графических эквивалентов слов. Он имеет пространственную ориентацию, что позволяет ему распознавать и воспроизводить направления, положение и пропорции, а также размеры нанесенных на карту графических форм. У школьника имеется двигательная память, т.е. способность преобразовывать графический образ в образ движения. Способность контролировать свои движения глазами позволяет ему сознательно направлять их.

В детском саду у ребенка начинаются базовые уроки чтения. Это не означает, что он должен научиться читать полностью, так как он будет продолжать совершенствовать этот навык в течение следующих лет. Ребенок постигает суть чтения, учится понимать символику букв и письма, осуществляет анализ и синтез слов.

Прежде чем научиться правильно читать, дети проходят в детском саду целую систему развивающих игр и занятий, развивающих познавательные и перцептивно-моторные процессы, лежащие в основе чтения и письма.

В программе детского сада не предусмотрено обучение письму, но большое значение придается упражнениям, совершенствующим мануальные и графомоторные навыки..
Зрелость для математики
    https://forumupload.ru/uploads/001b/7a/03/2/t218242.png

Ребенок понимает и умеет определять пространственные, временные и количественные отношения в практическом действии. Может классифицировать предметы по их назначению, размеру, форме и цвету. Он может складывать и вычитать детали в пределах 10.
Чему должен научиться мой ребенок перед тем, как пойти в школу?

В последний год перед поступлением в школу воспитательное воздействие должно быть направлено на различные направления в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка:

Формирование самостоятельности – это не только формирование навыков самообслуживания (одевание, умывание, расчесывание, уход за эстетическим внешним видом), но и реализация задач по самостоятельному выполнению поставленных задач. Дети, которым помогают родители, постоянно что-то теряют и не могут себя организовать. Самостоятельный ребенок обычно заботится о своих вещах, не теряет их и не разбрасывает.
Формирование упорства и регулярности – следует обратить внимание на то, чтобы начатое построение блоков или чертежа было завершено. Регулярность ребенка можно формировать, возлагая на него небольшие обязанности, которые необходимо выполнять постоянно, например, чистить игрушки, поливать растения и т. д.
Обогащение знаний об окружающем мире, жизненном опыте ребенка, побуждающее к действию, развивающее проницательность и мышление. Следует обогащать словарный запас и понятия дошкольника, а также отвечать на все заданные вопросы, в чем проявляется мыслительная и познавательная любознательность ребенка.
Обучение правильному произношению.
Развитие зрительного восприятия. Глядя на картинки и изучая буквы, мы обращаем внимание ребенка на формы, которые различают буквы. Фиксируем положение отдельных предметов (выше, ниже, справа, слева), организуем игры, заключающиеся в составлении целого из нескольких элементов.
Развиваем слуховое восприятие – учим ребенка делить слова на звуки и слоги, читаем сказки и рассказы. Развитие интереса к книге – чтению ребенку сказок, позволяет отличать добро от зла, влияет на формирование системы ценностей. Повторное чтение позволяет запоминать содержание, вместе переживать радость и горе, развивает концентрацию внимания.
Учимся считать - хорошо подготовленный к школьному обучению ребенок считает до 20, а складывает и вычитает в пределах 10. Для развития этих навыков мы даем детям различные конверсионные предметы.
Совершенствование руки ребенка - ребенку приходится много рисовать, раскрашивать, склеивать, резать, прилеплять пластилином, рвать и т.д. Не усовершенствованная рука быстро болит и болит, не позволяет красиво писать и рисовать. Его следует совершенствовать, выполняя мануальные и графомоторные упражнения.
Привитие принципов культурного поведения, формирование доброжелательного отношения к другим коллегам, обучение ребенка вежливым фразам.
Приучайте ребенка к регулярному распорядку дня (расписанные часы сна, еды и игр)
Формирование положительной мотивации ребенка к обучению. Посещение школы следует воспринимать как должное. Помните об индивидуальных особенностях ребенка, особенностях развития, потребностях и предрасположенностях. Не пугайте, а расскажите о своих приятных воспоминаниях из школы.